Инсталляция «ВАВИЛОН» представляет масштабную инсталляцию, обращающуюся к мифу о Вавилонской башне — библейский символ разделения и смешения языков, символ тщетности грандиозных амбиций и краха универсального языка. Это не монумент, а скорее недостроенный, обреченный на падение артефакт- метафора любых утопических проектов.
Типографская литера — элемент наборного шрифта, в виде бруска на верхнем торце которого находится рельефное зеркальное изображение буквы.
Такие литеры использовались для ручного набора текста, когда наборщики вручную из литер собирали зеркально отражённые слова, предложения и целые тексты в печатные формы.
Литера, как элементарная единица доцифровой печати, здесь становится кирпичом — элементарной единицей строительства. Этот двойной символизм связывает два процесса: строительство цивилизации и создание языка.
На поверхности письменного стола из бетонных литер-кирпичей сооружена конструкция, устремляющаяся вверх, в виде вечно строящиеся башни. Пространство вокруг стола захвачено хаотичным нагромождением таких же бетонных литер-кирпичей. Эта «зона разрушения» визуализирует момент коллапса, деконструкции языка и возвращения к состоянию вавилонского хаоса и непонимания.
Художник использует древний миф как линзу, через которую мы рассматриваем современность. Бетонные литеры — это призраки ушедшей эпохи, материальные свидетельства языка, который уже стал артефактом. Собирая из них башню, мы пытаемся построить общее смысловое пространство, но она неизбежно рассыпается, обнажая фундаментальное одиночество и непонимание.
Инсталляция задает urgent questions о прочности наших культурных кодов, весе истории и возможности найти общий язык в эпоху, когда сами материальные носители информации (как литера) стремительно устаревают, превращаясь в археологические находки.
Это молчаливый вопрос: на каком языке мы сможем говорить друг с другом, когда цифровые коды устареют так же, как и свинцовый шрифт? И не строим ли мы все свою вавилонскую башню, зная, что она обречена на падение?
«ВАВИЛОН» — это размышление о цикличности взлетов и падений и о хрупком мосте, который язык перебрасывает между людьми.
Материалы: бетон, винтажный письменный стол.
Техника: литье 3000 литер
Виктор Ремишевский
Кронштадт
2025 год